Casamorati: история бренда

О том, как добиться звания поставщика итальянского королевского двора, потерять всё, а затем вернуться, заставив заговорить о себе весь мир.

Женя Бондаренко

Мало кто знает об этом, но парфюмерия в том виде, в котором она существует сейчас, зародилась в Италии: даже первая парфюмерная фабрика находилась недалеко от Флоренции. Это неудивительно: в XIII–XIV веках Италия была самой развитой и богатой страной в мире, центром международной торговли. Именно благодаря этому Италия не имела недостатка в ароматных материалах — благодаря торговым связям Генуи, Амальфи и Флоренции с Востоком страна имела лёгкий доступ к таким редким компонентам, как масло жасминовой розы из Египта, ладан с Ближнего Востока, специи и ароматная древесина.

Культура создания собственных ароматических настоек существовала в Италии ещё с древних времён. Как правило, их делали из натуральных материалов — трав вроде базилика и розмарина, а с X века ещё и из цитруса — на основе винного уксуса, который производился в Италии ещё со времён Римской империи. Эти настойки в основном изготавливались в монастырях и использовались в качестве лекарственных средств — и были прообразом современных ароматов. Со временем Италия стала настоящей парфюмерной империей, лишь позже уступив это звание Франции ввиду политических причин, роста экономики и могущества своего западного соседа.

Тем не менее в XIX веке, когда Франция уже несла титул родины всех лучших парфюмеров, Италия могла похвастаться исключением из правил — человеком, который объединил в себе творческий гений и талант предпринимателя. Он стал поставщиком королевского двора и создал первый международный парфюмерный Дом в то время, когда большинство марок существовало исключительно в пределах родного города. Ему удалось создать по-настоящему глобальную парфюмерную империю: ароматы были представлены не только в Европе, но и за океаном — в США, Мексике и даже в Аргентине.

Этого парфюмера звали Клаудио Казаморати. Он родился в Турине и продолжил наследие своей семьи — кожевенных мастеров. В те времена Турин был центром этого ремесла — и Казаморати изготавливал кожаные перчатки, которые пропитывал различными ароматами. Это были не просто однокомпонентные эссенции, но сложные парфюмерные композиции. Вскоре основной доход стали приносить именно ароматы, а также мыло, соли, мази, пудры и масла для тела.

Однако подлинный успех ждал Клаудио Казаморати в 1888 году. Именно тогда салон парфюмера посетила королева Италии, Маргарита Савойская. Восхищённая мастерством Казаморати, она приказала доставить абсолютно всё, что было в салоне, во дворец. У королевы не было с собой денег, чтобы расплатиться с парфюмером, и она сняла золотую брошь и преподнесла её в знак признательности. С этого момента Клаудио Казаморати стал первым и единственным официальным поставщиком итальянского королевского двора.

Стоит отметить, что Клаудио Казаморати удалось привлечь внимание королевы не только своим мастерством, но и тем, как выглядели его ароматы и средства для ухода. Клаудио был богатым человеком, влюблённым в искусство; неудивительно, что в его окружении было много художников. Зачастую он помогал им с работой: предлагал расписать коробки, в которые упаковывалась продукция Casamorati. Он выставлял готовые коробки в витринах, и парфюмерный салон становился больше похож на выставочную галерею. Любопытно, что в числе художников, которые оформляли упаковку Casamorati, был известный мастер Альфонсо Муха.

В то время к парфюму относились несколько иначе. Не было приверженности одному аромату на протяжении десятилетий: тренды менялись слишком часто. Клаудио Казаморати был действительно гениален — он придумывал новые формулы каждые 1-2 месяца и выпускал их в продажу ограниченными тиражами. К сожалению, наследники Дома не смогли продолжить дело отца в таком же ритме: им не хватило таланта и деловой хватки. Ко всему прочему, после Первой мировой войны грянул экономический кризис, и в результате закрылись почти все семейные предприятия. Более того, в начале двадцатого столетия титул поставщика королевского двора был практически смертным приговором: монархии уступали другим формам правления. В 1946 году Италия стала парламентской республикой и о Casamorati забыли на несколько десятилетий.

Новая глава в истории Casamorati началась много лет спустя: на некогда известный Дом обратил внимание основатель первого итальянского нишевого бренда Xerjoff, парфюмер Серджио Момо, родившийся, кстати, тоже в Турине. Серджио всегда восхищала история Клаудио Казаморати: то, как в нём сочетался предпринимательский талант, любовь к искусству и глубокое понимание парфюмерии. Серджио Момо решил возродить культовый Дом Casamorati, создав в рамках Xerjoff отдельную линейку, посвященную культовой марке.

На выпуск первых ароматов Casamorati ушло три года исследований. Серджио Момо искал информацию о Доме в библиотеках, музеях и архивах коллекционеров. После долгих разработок свет увидели три аромата, в основу которых легли оригинальные формулы Casamorati.

Один из них, Fiore d’Ulivo, построен вокруг ноты цветка оливы. Эта нота особенно ценна потому, что оливковые деревья цветут раз в год буквально на несколько дней. На это время Серджио Момо нанимает несколько тысяч рабочих по всей Италии, которые собирают цветки дерева — и это все для того, чтобы сохранить оригинальное звучание аромата, не прибегая к использованию синтетических аккордов. Аромат 1888 — та самая композиция Casamorati, которая так сильно понравилась Маргарите Савойской и благодаря которой Клаудио Казаморати стал поставщиком королевского двора. Третий аромат был воссоздан из формулы, разработанной для Умберто I, — Regio.

Другие ароматы в коллекции Casamorati созданы уже в наше время парфюмером Серджио Момо, продолжателем дела гениального Клаудио Казаморати. Тем не менее, в каждой композиции сохраняется итальянское вдохновение. Так, например, в основу аромата Dama Bianca легла старинная легенда. Это история об итальянской принцессе, которая отказалась выходить замуж за генерала французской армии, оккупировавшей Турин. Когда генерал пообещал каждый день истязать жителей города на центральной площади, пока принцесса не согласится стать его женой, она сбежала в башню, откуда открывался вид на площадь. Сев у окна в белом платье, чтобы её было видно издалека, она отправила записку, в которой говорилось, что если генерал посмеет притронуться хотя бы к одному жителю Турина или пойти за ней к башне, она бросится вниз. Этого генерал допустить не мог — и на протяжении 20 лет, что длилась оккупация, принцесса сидела у окна, оставаясь символом надежды для горожан.

В своей работе Серджио Момо развивает традиции Дома, который стал воплощением средиземноморской парфюмерной школы, охватывающей Италию, Испанию и юг Франции. Серджио также активно использует новые технологии экстракции в поисках лучших натуральных ингредиентов для ароматов.Так, например, в аромате Dama Bianca использован жасмин, ферментированный особым способом. Процесс выделения экстракта — секрет, который хранится лишь у нескольких египетских семей и передаётся из поколения в поколение. Производство эссенции крайне дорогое и трудозатратное, а для получения 1 грамма жидкости требуется в 20 раз больше сырья, чем в ходе обычной переработки. Тем не менее, как и

Клаудио Казаморати, Серджио Момо выбирает только лучшие материалы — без оглядки на стоимость и трудности, связанные с их поиском.

В 2017 году коллекция Casamorati от Xerjoff насчитывала 11 ароматов, и Серджио Момо принял решение превратить эту линейку в отдельный бренд. Дело в том, что Xerjoff — личная история Серджио Момо, его взгляды на искусство, рассказ о своих хобби и увлечениях (так, например, любовь к астрономии нашла своё воплощение в коллекции Shooting Stars). Другой бренд Серджио Момо, Sospiro, — один из самых инновационных в современной парфюмерии; в рамках Sospiro Серджио исследует последние технологии — например, мультифракционную экстракцию. Так, Casamorati стал отдельным брендом с собственной идеей — возрождение легендарного Дома.

Особое внимание парфюмер уделил флакону Casamorati. Его украшают «Уста истины» — мраморная плита с маской Тритона, расположенная неподалеку от храма Геркулеса в Риме. Другое украшение флакона — детали, напоминающие колонны в ионическом стиле. Кисточка, обмотанная вокруг горлышка флакона — тоже дань традициям. Во времена Клаудио Казаморати не было технологии спрея, и крышки были «притёртыми» — их обматывали тканью, которая пропитывалась ароматом. Нитки и края ткани часто свисали с крышки — именно это вдохновило парфюмера. Крышка аромата — тиара Фараона, знаковая деталь во всех коллекциях Xerjoff, Casamorati и Sospiro.

История циклична. Италия однажды была центром парфюмерной индустрии, но затем отдала этот титул Франции. В XXI веке наступил Ренессанс, когда появилась нишевая парфюмерия и статус родины самых авангардных парфюмеров за собой вновь закрепила Италии. То, что произошло с Домом Casamorati, очень похоже: в прошлом поставщик королевского двора, бренд ненадолго ушёл в забытьё, чтобы возродиться вновь, в новом качестве, сильнее, чем прежде.

Похожие статьи